Кафедра госпитальной хирургии ЮУГМУ

Гайдлайн по использованию свежезамороженной плазмы, криопреципитата и криосупернатанта

    10. Клинические показания для использования СЗП, криопреципитата и криосупернатанта

    10.1. Дефицит одного фактора

    Свежезамороженная плазма должна использоваться для возмещения дефицита одного фактора свертываемости только в тех случаях, когда не доступно никакого фракционированного вирус-безопасного продукта. В настоящее время, это преимущественно относится к FV. СЗП должна также использоваться, а не концентрат FXI, у пациентов с врожденным дефицитом FXI, если есть беспокойство о потенциальной тромбогенности FXI, например, в течение околородового периода (см. рекомендацию в Секции 3.2.3). Больше информации об индивидуальных концентратах факторов свертываемости и их использовании можно найти в материалах британской организации центров гемофилии (1997, 2003). ПРП рекомендуется для детей, рожденных после 1 января 1996, и есть случаи, когда рассматривают возможность использования ПРП (Секция 3), для пациентов всех возрастов.

    10.2. Множественный дефицит факторов свертывания

    Свежезамороженная плазма показана, когда есть многофакторный дефицит, связанный с тяжелым кровотечением и/или ДВС, как показано в следующих параграфах.

    10.3. Гипофибриногенемия

    Самое частое показание для использования криопреципитата – с целью увеличения уровней фибриногена при дисфибриногенемии и приобретенной гипофибриногенемии, развивающейся при массивном переливании и ДВС. Назначение обычно показано, если уровень фибриногена в плазме меньше 1 г/л, хотя нет никакого абсолютного порогового значения для того, чтобы диагностировать клинически значимую гипофибриногенемия. Результаты измерения уровня фибриногена варьируют в зависимости от используемого метода. Патоген-редуцированный концентрат фибриногена более высокой степени очистки находится в разработке, но еще доступен. 10.4. ДВС (см. Секцию 10.9.2), Диссеминированное внутрисосудистое свертывание происходит, когда септицемия, массивная кровопотеря, тяжелое повреждение сосудистого русла или токсины (такие как змеиный яд, амниотическая жидкость, панкреатические ферменты) запускают механизмы гемостаза. Он может быть клинически компенсирован и проявляться только по данным лабораторных исседований. Однако триггер может вызвать декомпенсацию, что приводит к значимому капиллярному кровотечению так же как и к микроангиопатическому тромбозу. Все факторы коагуляции исчерпаемы, но особенно фибриноген и FV, FVIII и FXIII. Устранение основной причины - краеугольный камень лечения ДВС. Хотя трансфузионная поддержка может быть необходима, нет никакого консенсуса относительно оптимального лечения. Если пациент кровоточит, показана комбинация СЗП, тромбоцитов и криопреципитата. Однако, если нет кровотечения, продукты крови не показаны, независимо от данных результатов лабораторных испытаний, и нет никаких доказательных данных для профилактического ведения тромбоцитов или плазмы (Levi и ten Cate, 1999).

    10.5. TTP (Machin, 1984; BCSH, 2003)

    Большинство пациентов с TTP имеют нормальные или почти нормальные значения тестов коагуляции, хотя у некоторых пациентов они могут быть подобными тем, что наблюдаются при ДВС – низкое количество тромбоцитов, изменения ПТВ и активированного частичного тромбопластинового времени (AПТВT). Неврологические отклонения развиваются поздно, и указывают на серьезное ухудшение, требующее немедленного вмешательства. Furlan и другие (1998) демонстрировали, что у большинства пациентов имеется дефицит активного фермента металлопротеиназы, приводящий к накоплению HMW-VWF, который приводит к излишней активации и потреблению тромбоцитов.

    Основным методом ведения острой TTP является ежедневное замещение плазмы (Evans и другие, 1999). До введения этого метода, уровень смертности составлял свыше 90%. С началом переливания плазмы для лечения смертность снизилась до 37%, а с введением метода замещения плазмы, смертности еще более снизилась до 22%. Все формы СЗП содержат недостающий фермент, но СЗП с дефицитом HMW-VWF, а именно, SDFFP (Harrison и другие, 1996) или криосупернатант (крио-обедненная СЗП) могут быть предпочтительны. Это утверждение основано на исследовании, использовавшем исторический контроль (Rock и другие, 1996). В настоящее время эта проблема является предметом канадского рандомизированного исследования, сравнивающего криосупернатант против SDFFP. Данные, полученные Zeigler и другими (2001) несколько отличаются.

    СЗП, обработанная метиленовым синим и светом также эффективна в этой ситуации, но может требовать большего количества процедур замещения плазмы (De la Rubia и другие, 2001). Хотя никаких рандомизированных исследований по сравнению продуктов, обработанных SD и MB не проводилось, в данном случае, De la Rubia и другие (2001) предположили, что MBFFP был менее эффективен чем SD СЗП (степень рекомендации C, уровень доказательности III). SDFFP был ассоциирован с развитием ВТЭ при использовании в качестве среды для плазмозамещения при TTP. MB криосупернатант может быть более эффективен, чем стандартная СЗП для лечения TTP (степень рекомендации C, уровень доказательности III), но ко времени написания не был еще доступен для рутинного использования в Великобритании.

    Хотя плазмозамещение с помощью СЗП несомненно эффективно, оптимальный режим еще не был определен, но текущая рекомендация – использовать по меньшей мере 1,0 замещение объема плазмы каждый день по крайней мере до 2 дня после достижения ремиссии (критерии – нормальный неврологический статус, количество тромбоцитов более 150х109/л, нормальный уровень лактат дегидрогеназы и повышение концентрации гемоглобина).

    Рекомендация

    Ежедневные процедуры одного замещения объема плазмы должны идеально быть начаты сразу же при появлении (степень рекомендации A, уровень доказательности Ib), и предпочтительно - в пределах 24 часов после появления (степень рекомендации C, уровень доказательности IV). Ежедневное плазмозамещение должно продолжаться как минимума 2 дня после достижения ремиссии (степень рекомендации C, уровень доказательности IV).

    10.6. Устранение эффекта варфарина (см. BCSH, 1990b; BCSH, 1998; Baglin, 1998; Makris и Уотсон, 2001)

    Варфарин достигает своего антикоагулянтного эффекта путем ингибирования витамин K-зависимого карбоксилирования FII, FVII, FIX и FX. Таким образом, возникает функциональный дефицит этих прокоагулянтов так же как антикоагулянтов протеинов C и S. Антикоагулянтные эффекты варфарина могут быть продемонстрированы увеличением продолжительности ПТ, международного нормализованного отношения (МНО). Целевое МНОs для различных тромботических показаний приводятся в BCSH (1998).

    Гиперантикоагуляция из-за чрезмерных эффектов варфарина может полностью исчезнуть в течение нескольких измерений. От самых умеренных до самых тяжелых обстоятельств они устраняются: отменой варфарина, назначением витамина K внутрь или парентерально (например 5 мг медленной внутривенной инъекции; степень рекомендации B, уровень доказательности III); переливанием СЗП, или переливанием PCC (FII, FVII, FIX и FX, или раздельное введение FII, FIX, концентрата FX и концентрата FVII). PCC (50 единиц/кг) предпочтителен по сравнению с СЗП. Подробности были опубликованы ранее (BCSH, 1998; Makris и Watson, 2001). Makris и другие (1997) показали, что СЗП содержит недостаточную концентрацию факторов связанных с витамином K (особенно FIX), для того, чтобы полностью устранить эфеекты варфарина. Это поддерживает мнение, что СЗП не является в таких случаях оптимальным средством. Гайдлайн BCSH по оральным антикоагулянтам (BCSH, 1998) рекомендуют СЗП (15 мл/кг), только если есть явное кровотечение у пациентов на варфарине, если PCC не доступен. Одновременное внутривенное назначение витамина K (5 мг) также рекомендуется, хотя они отмечают, что уровни отдельных факторов скорее всего будут оставаться меньше 20%.

    Рекомендация

    Свежезамороженная плазма не должна использоваться для устранения антикоагулянтных эффектов варфарина, если нет признаков тяжелого кровотечения (степень рекомендации B, уровень доказательности IIa).

    10.7. Политика использования витамина К в ОРИТ

    Многие пациенты в ОРИТ имеют недостаточность витамина K, особенно если им назначается парентеральное питание, которое имеет ограничение липидного компонента. Это может привести к увеличению продолжительности ПТВ, которое обычно корригируется назначением внутрь или парентерально витамина К; потребление витамина K должно быть поддержано. СЗП не является методом лечения для того, чтобы исправить неадекватное употребление витамина K, даже если имеется увеличение продолжительности времени свертывания, и возможно проведение агрессивных процедур, таких как биопсия печени.

    Рекомендация

    Пациенты отделений интенсивной терапии должны рутинно получать витамин K; 10 мг трижды в неделю для взрослых и 0,3 мг на кг для детей (степень рекомендации B, уровень доказательности IIa).

    10.8. Болезни печени

    У пациентов с заболеваниями печени отмечаются разнообразные отклонения свертывающей системы. Уровень отклонения показателей гемостаза коррелирует со степенью повреждения паренхимы. Снижение синтеза факторов свертываемости, отражающееся в увеличении продолжительности ПТВ, может предрасполагать к кровотечению, которое может быть усилено дисфибриногенемией, тромбоцитопенией и активацией фибринолиза. Однако, кровотечение редко происходит без запускающего фактора, такого как операция, биопсия печени, или разрыва варикозных вен.

    До сих пор есть сторонники использования свежезамороженной плазмы для предотвращения кровотечения у пациентов с заболеваниями печени и увеличением ПТВ, хотя полная нормализация гемостаза не всегда происходит (Williamson и другие, 1999). Рутинное использование СЗП при этих обстоятельствах, поэтому сомнительно. Количество тромбоцитов и их функциональная активность, так же как целостность сосудов, могут быть более важными в этой ситуации. Хотя было показано, что PCCs может существенно корригировать отклонения факторов гемостаза при заболеваниях печени (Green и другие, 1975; Mannucci и другие, 1976), использование его, даже доступного позже менее тромбогенного препарата, не рекомендуется ввиду высокого риска развития ДВС. По подобным причинам, по возможности, также желательно избегать назначения SDFFP в этой ситуации ввиду относительного истощения протеина S.

    Во многих специализированных отделениях производят биопсию печени, только если ПТВ не более чем на 4 секунды выше верхней границы нормального диапазона. Нет никакого доказательств, доказывающих такой подход. Другие тесты, такие как AПТВT и тромбиновое времени, обычно не помогают принятию решения. Ответ на СЗП при заболеваниях печени непредсказуем. Если СЗП назначается, необходимо повторить, тесты коагуляции как только инфузия закончена, они должны помочь дальнейшему принятию решения. Достоинства различных режимов инфузии, например 5 мл/кг/час против непостоянных болюсов, не изучались. В данной области необходимо проведение дальнейших исследований. Нужны дальнейшие работы по изучению роли, если таковая вообще есть, СЗП у пациентов с заболеваниями печени, чтобы корригировать тенденцию к кровоточивости до биопсии.

    Рекомендация

    Доступные данные показывают, что пациенты с заболеваниями печени и увеличением ПТВ больше чем на 4 секунды по сравнению с контролем вряд ли извлекут выгоду из назначения СЗП (степень рекомендации C, уровень доказательности IV).

    10.9. Хирургическое кровотечение

    Возникало много дебатов о ведении массивного кровотечения, возникающего во время или после операции. Goodnough (1999) описал много вариантов использования компонентов крови, включая СЗП. Недавние продвижения в понимании механизмов свертывания также привели к пересмотру значения традиционных тестов коагуляции (ПТВ, AПТВT, TT) и прикроватных тестов, таких как тромбоэластограмма (ТЭГ) (Shore -Lesserson и другие, 1999).

    10.9.1. Операции по шунтированию коронарных артерии (CABG)

    Пациентов, подвергающихся операциям CABG сильно гепаринизируют, чтобы не происходило тромбирования шунта. Они получают 25000 – 30000 единиц гепарина. Их гемостаз обычно контролируется по активизированному времени свертывания (АКТ), и в конце операции гепарин полностью инактивируется протамином. Продолжающееся после операции кровотечение может потребовать введения большего количества протамина (Bull и другие, 1975). В прошлом потребность в переливании крови была высока, но с улучшением средства обслуживания и техники, использование продуктов крови снизилось, и многим пациентам, подвергающимся операции теперь не требуется переливание. Недавно разработанные прикроватные тесты коагуляции, позволили хирургам и анестезиологам лечить нехирургические причины, без переливания продуктов крови. Эти методы включают ТЭГ, которая используется в нескольких Кардиологических центрах Великобритании; Sonoclot (Hett и другие, 1995); Plateletworks (Lakkis и другие, 2001); и Platelet Function Analyser 100 (Wuillemin и другие, 2002). Использование фармакологических препаратов (таких как транексамовая кислота и апротинин), используемых профилактически или с целью лечения установленного кровотечения при подозрении на чрезмерную активацию фибринолиза, сопровождается еще большим сокращением использования продуктов крови (Horrow и другие, 1990; Hunt, 1991; Laupacis и другие, 1997; Peters и Noble, 1998).

    10.9.2. Массивная трансфузия

    Может быть определена как полная замена объема крови пациента консервированной кровью менее чем за 24 часа, хотя существуют альтернативные определения, с другими временными интервалами (такие как 50%-ая потеря объема крови в течение 3 часов, или потеря 150 мл/минуту) и могут быть более полезным для клинического использования (Stainsby и другие, 2000). Более ранние гайдлайны и репорты сообщали, что раннее адекватное устранение шока является ключевым моментом в предотвращении коагулопатии, но режимы профилактического возмещения плазмы ни предотвращают процесс, ни уменьшают потребности в трансфузии (Harke и Rahman, 1980; Mannucci и другие, 1982; Ciavarella и другие, 1987; Carson и другие, 1988; Hewitt и Machin, 1990). Как и большинство этих сообщений, последний гайдлайн BCSH по ведению обширного кровотечения (BCSH, 1988) были выпущены, когда наиболее часто переливаемыми препаратами эритроцитов были «упакованные клетки» или цельная кровь. Они содержали 150-300 мл донорской плазмы, в то время как в настоящее время, препараты в Великобритании, за исключением эритроцитов для обменного переливания, повторно ресуспендируются в добавляемом растворе и содержат только остаточные количества плазмы, приблизительно 30 мл. В BCSH (1988) указывается, что истощение факторов свертывания не частое явление при массивной кровопотере при отсутствии ДВС, которое если происходит, скорее всего, является отсроченным последствием шока. В этой ситуации они сдержанно относятся к назначению СЗП, заявляя, что, хотя теоретически отклонение ПТВ или APПТВ должно быть показанием для назначения СЗП, все еще недостаточно объективных клинических доказательств, что это имеет клиническую выгоду. Эта ситуация существенно не изменилась. Ciavarella и другие (1987) нашли, что использование режима возмещения для использования продуктов крови, включая СЗП, при массивном кровотечении было не более эффективно чем политика возмещения на основании своевременных тестов коагуляции и клинических признаков. Они также установили, что количество тромбоцитов значительно коррелирует с развитием капиллярного кровотечения и рекомендовали трансфузию тромбоцитов, если их уровень снижается ниже 50х109/л. Позже Hiippala и другие (1995) нашли, что клинически значимый дефицит фибриногена развивается после потери приблизительно 150% объема крови – ранее чем любые другие отклонения гемостаза – когда для возмещения кровопотери используются бедные плазмой концентраты красных клеток; и Stainsby и Burrowes- King (2001) заявили, что использование СЗП при массивной трансфузии (и сердечной хирургии) должно быть основано на данных тестов коагуляции, и если быстрый благоприятный эффект не может быть достигнут заслуживает внимания использование прикроватных тестов. В своих комментариях относительно массивной кровопотери (которые дают шаблонный гайдлайн), Stainsby и другие (2000) рекомендовали при продолжающемся кровотечении продолжилось после переливания больших объемов (кристаллоидсуспендированных) эритроцитов и тромбоцитов, СЗП и криопреципитат можно назначать таким образом, чтобы соотношения ПТВ и AПТВT были сокращены до 1,5, и концентрация фибриногена по крайней мере до 1,0 г/л в полученной плазме.

    Рекомендация

    То, должна ли и в каких количествах использоваться СЗП для лечения пациента с явной кровопотерей должно быть основано на данных своевременных тестов коагуляции (включая прикроватные тесты). Режим профилактического не должен использоваться (степень рекомендации B, уровень доказательности IIb).

    Страница 11 из 16

    Читайте также: